Разрабатываем perceptual map

Карта позиционирования или точнее карта восприятия (с англ. perceptual map) удобный способ визуализации понимания целевой аудиторией ключевых атрибутов товаров рынка. В маркетинге карта позиционирования используется для того, чтобы наглядно показать, как именно средне статистический потребитель воспринимает позиционирование конкурирующих продуктов. А также для того, чтобы, зная фактическое положение дел, сформулировать правильный вектор развития позиционирования и составить план действий по достижению целевого позиционирования товара.

postioning map automobile 1024x632 - Разрабатываем perceptual map

В статье мы рассмотрим, какие виды карт восприятия существуют, как правильно использовать этот инструмент на практике и приведем наглядный пример возможных карт восприятия продукта.

Зачем нужна perceptual map?

Карта позиционирования поможет вам наглядно понять, как все существующие бренды рынка расположены в сознании целевого потребителя, и реально оценить конкурентоспособность продукта. Одно из основных преимуществ использования карты позиционирования — возможность легко найти свободную рыночную нишу и закрепить товар компании в ней, значимо дифференцируясь от всех конкурентов.

 

Каждый товар рынка занимает на карте позиционирования определенное место. Соответственно расположив все товары по нужным ячейкам, можно найти наиболее конкурентные сегменты и незанятые свободные ниши. Но следует помнить, что карта восприятия — это всего лишь удобный метод визуализации информации о представлениях потребителя, и она является одним из последних этапов разработки стратегии позиционирования.

Виды perceptual map

Различают 2 основных вида карт позиционирования: построенных с помощью двух осей и с помощью множества осей.

 

Первый способ является самым распространенным, так его может использовать любой специалист по маркетингу. Он заключается в том, чтобы расположить все товары рынка на двух осях X и Y. В основе такой карты позиционирования заложены только 2 основных характеристики товара, которые можно описать двумя противоположностями. В результате получается 4 квадранта, в которых на основе опроса потребителей размещаются основные бренды рынка. Случается, что в таких картах остается пустым (незаполненным) один квадрант, который представляет комбинацию несочетаемых характеристик.

 

Пример построения карты позиционирования рынка зубных паст (две оси):

positioning map toothpaste 1024x643 - Разрабатываем perceptual map

Второй способ часто используется маркетинговыми исследовательскими агентствами для визуализации ключевых сегментов рынка и представляет собой построение карты позиционирования с множеством осей — возможных характеристик товара. Такие карты строятся с помощью специальных статистических программ, не имеют четких осей, бывают сложны в интерпретации, но помогают понять взаимосвязь ключевых свойств товаров.

 

Пример построения карты позиционирования напитков (без осей):

positioning map baverage 1024x600 - Разрабатываем perceptual map

Как построить perceptual map?

Вот несколько рекомендаций, которые помогут быстро и правильно построить карты позиционирования:

  • Всегда спрашивать потребителя
  • Смотреть на факты и не приукрашивать положение товара компании
  • Пробовать несколько альтернатив

Во-первых, правильную карту позиционирования невозможно построить без опроса потребителей. Соберите представителей целевой аудитории, разложите перед ними все товары на рынке и попросите разделить на группы по их усмотрению, в конце группировки спросите: почему именно такие группы получились и существуют ли другие варианты разделения? Попросите описать прилагательными, ассоциациями, образами каждую группу подробно. Полученные группы товаров фактически будут отражать текущее восприятие потребителей. По ним вы однозначно поймете ключевые критерии, которые влияют на выбор потребителя и сможете заложить их в основу построения карт восприятия.

 

Во-вторых, всегда смотрите фактам в лицо и старайтесь не приукрашивать положение своего товара по отношению к конкурентам. Каждый производитель думает о своем продукте намного лучше, чем среднестатистический потребитель. Поэтому внимательно слушайте покупателя и фиксируйте все недостатки, которые сможете впоследствии устранить.

 

В-третьих, не останавливайтесь на одной карте позиционирования, пробуйте разные комбинации характеристик, ищите такую карту, которая наилучшим образом может описать поведение всех потребителей рынка. Считается, что необходимо составить минимум 5 различных карт восприятия, чтобы найти лучший вариант.

 

Сам процесс построения карты позиционирования выглядит следующим образом:

perceptual mapping process 1024x315 - Разрабатываем perceptual map

Узнайте о других решениях

Методы анализа

whatisakpibg 300x225 - Разрабатываем perceptual map

Что такое KPI

Загрузить программу ВІ Демонстрации решений Ключевой показатель эффективности (KPI) – это показатель, который показывает, насколько

Технологии аналитики

main tci sat 300x78 - Разрабатываем perceptual map

Облачная аналитика

  TIBCO Cloud. Предоставьте всем возможность интегрировать   Более простая и быстрая интеграция на основе

Напишите нам

и мы ответим в течении часа

support@asu-analitika.ru

efmm48sh 66x66 - Разрабатываем perceptual map
Руководство покупателя: как выбрать правильную платформу бизнес-аналитики

Инициатива Business Intelligence должна быть увязана с бизнес-проблемами, необходимо учитывать существующий ИТ-ландшафт с четкими ролями …

quienes somos 03 66x66 - Разрабатываем perceptual map
Цены на продукты

Загрузите бесплатно Демонстрация Мы подготовили для Вас ориентировочные цены на различные продукты и пакеты программ, …

img243 66x66 - Разрабатываем perceptual map
Видео демонстрации и обучение

Видео материалы по Tibco Spotfire Лучше один раз увидеть ! Обучающие видео, презентации и комментарии …

131 66x66 - Разрабатываем perceptual map
Gartner BI Magic Quadrant 2019: обзор лидеров рынка

Загрузить программу ВІ Демонстрации решений В январе Gartner традиционно выпускает масштабное исследование рынка систем бизнес-аналитики, …

bi 810x414 66x66 - Разрабатываем perceptual map
Как выбрать программу BI

Выбор инструмента бизнес-аналитики (BI) и аналитики может быть длительным процессом. Есть бесчисленное множество поставщиков на выбор, …

maxresdefault 66x66 - Разрабатываем perceptual map
Зачем вообще нужны системы бизнес-аналитики

Загрузить программу ВІ Демонстрации решений Визуализация в бизнес-аналитике очень важна. Например, концепт этих графиков отрисован …

prodvizhenie 1200x350 66x66 - Разрабатываем perceptual map
Что выбрать Spotfire,Tableau,Microsoft BI или Qlik Sense?

Конечно, Tableau и Spotfire предлагают унифицированное представление данных, но не настолько эффективно, как QlikSense. QlikSense …

sap 7 66x66 - Разрабатываем perceptual map
Начало работы с Tibco Spotfire Desktop

Загрузить программу ВІ Демонстрации решений Для успешной работы с продуктами Tibco Spotfire, Вам потребуется 10 …

active icon pdf - Разрабатываем perceptual map
Наша компания
active icon pdf - Разрабатываем perceptual map
Tibco Spotfire

Несколько видео о наших продуктах

085 - Разрабатываем perceptual map
Проиграть видео
Презентация аналитической платформы Tibco Spotfire
106 - Разрабатываем perceptual map
Проиграть видео
Отличительные особенности Tibco Spotfire 10X
1 11 - Разрабатываем perceptual map
Проиграть видео
Как аналитика данных помогает менеджерам компании
2019-07-29T07:40:00+03:00Июнь 26th, 2019|Рубрики: Анализ данных|Метки: , , , , |