Управление рисками
В процессе своей деятельности компании постоянно подвергаются воздействию различных видов рисков. Наступление (реализация) тех или иных рисков оказывает определенное негативное воздействие на деятельность компании, ее финансовые результаты, достижение стратегических и прочих целей. При этом проявление отдельных видов рисков может оказать критическое (фатальное) воздействие на компанию, приведя ее на грань банкротства. Поэтому управление рисками является одним из ключевых аспектов менеджмента.
Оглавление
В процессе своей деятельности компании постоянно подвергаются воздействию различных видов рисков. Наступление (реализация) тех или иных рисков оказывает определенное негативное воздействие на деятельность компании, ее финансовые результаты, достижение стратегических и прочих целей. При этом проявление отдельных видов рисков может оказать критическое (фатальное) воздействие на компанию, приведя ее на грань банкротства. Поэтому управление рисками является одним из ключевых аспектов менеджмента.
Что такое управление рисками?
- чистые риски, по которым в случае их реализации возникают только убытки (например, социальные риски);
- спекулятивные риски, при реализации которых возможно получение как убытков, так и прибыли (например, финансовые риски).
- улучшает процесс принятия решений, планирования и установления приоритетов;
- помогает более эффективно распределять капитал и ресурсы;
- позволяет предвидеть, что может пойти не так, свести к минимуму количество «проколов», или, в худшем случае, предотвратить катастрофу или серьезные финансовые потери;
- значительно повышает вероятность успешной реализации бизнес-плана в установленные сроки и выполнение плана бюджета.
Этапы управления рисками
Процесс управления рисками включает в себя ряд этапов:
- Идентификация рисков.
- Анализ и оценка рисков, установление приоритетов по категориям (видам) рисков.
- Поиск путей снижения вероятности реализации рисков и минимизации возможных негативных последствий.
- Реализация стратегии управления рисками.
- Мониторинг и контроль рисков.
Узнайте о других решениях
Принципы управления рисками
- создать ценность — ресурсы, затраченные на смягчение риска, должны быть меньше, чем последствия бездействия;
- быть неотъемлемой частью организационных процессов;
- быть частью процесса принятия решений;
- четко обозначать неопределенности и допущения;
- быть систематическим и структурированным процессом;
- основываться на наилучшей имеющейся информации;
- быть адаптированным;
- учитывать человеческие факторы;
- быть прозрачным и инклюзивным;
- быть динамичным, итеративным и реагировать на изменения;
- быть способным к постоянному улучшению и совершенствованию;
- постоянно или периодически переоцениваться.
Методы и инструментарий риск-менеджмента
Базовыми методами риск-менеджмента являются отказ от риска, снижение, передача и принятие.
Риск-инструментарий значительно шире. Он включает политические, организационные, правовые, экономические, социальные инструменты, причем риск-менеджмент как система допускает возможность одновременного применения нескольких методов и инструментов риск-управления.
Наиболее часто применяемым инструментом управления рисками является страхование. Страхование предполагает передачу ответственности за возмещение предполагаемого ущерба сторонней организации (страховой компании). Примерами других инструментов могут быть:
- Отказ от чрезмерно рисковой деятельности (метод отказа). Хотя полная ликвидация всех рисков редко возможна, стратегия избежания риска предназначена для того, чтобы отклонить как можно больше угроз, несущих в себе дорогостоящие, критичные и деструктивные последствия для бизнеса.
- Профилактика или диверсификация (метод снижения). В ряде случаев компании могут предпринять ряд мер, позволяющих снизить уровень воздействия тех или иных видов рисков, обеспечив тем самым приемлемый уровень риска-доходности.
- Аутсорсинг затратных рисковых функций (метод передачи). Иногда последствия риска разделяются или распределяются между несколькими участниками проекта или бизнес-партнерами. Риск также может быть полностью передан третьей стороне, например, поставщику или деловому партнеру.
- Формирование резервов или запасов (метод принятия). Компании решают сохранить риск и иметь дело с любыми потенциальными последствиями его реализации, если ожидаемая прибыль проекта больше, чем потери в случае наступления риска.
Почитать еще
Что такое KPI
Ключевой показатель эффективности (KPI) – это показатель, который показывает, насколько хорошо компания достигает важных бизнес-целей.
Ключевые показатели эффективности – KPI
Ключевые показатели эффективности определяют факторы, которые необходимо учреждению для оценки и мониторинга. Методы оценки обеспечивают механизм измерения
37 ключевых показателей эффективности продаж
Если вы хотите улучшить процессы и производительность своей команды продаж, рассмотрите возможность мониторинга некоторых из
Примеры KPI
Ключевой показатель эффективности (KPI) определяется как измерение, используемое для анализа и отслеживания эффективности бизнес-операций в
34 типа KPI для стартапа (с примерами)
Метрики стартапов и ключевые показатели эффективности (KPI) важны для понимания и отслеживания, чтобы ваш стартап